«О результатам работы прокуратуры при осуществлении надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности, а также в сфере экономики»

Динамичное развитие экономики, изменения в законодательстве и организации прокурорского надзора требуют совершенствования и приведения в соответствие с новыми экономическими реалиями надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности.

Практика прокурорского надзора свидетельствует о том, что состояние законности в данной сфере продолжает оставаться неблагополучным. Нарушения прав и законных интересов хозяйствующих субъектов касаются практически всех сфер деятельности.

Имеют место случаи создания различных административных барьеров при реализации организациями своих прав (в том числе введения не предусмотренных законодательством процедур и запретов, сборов и платежей), ограничения конкуренции и предоставления отдельным лицам преференций и привилегий, истребования излишних документов, волокиты при рассмотрении заявлений. Распространены также факты злоупотребления должностных лиц служебными полномочиями и коррупционных проявлений.

  Таганской межрайонной прокуратурой г. Москвы  на регулярной основе проводятся проверки соблюдения федерального законодательства государственными и муниципальными заказчиками по вопросам своевременности оплаты заказчиками обязательств по исполненным государственным и муниципальным контрактам.

         Так, например, в ходе проверок в отношении ООО  «ЦНПО «Каскад»,    ГБУ «Жилищник Таганского  района» и др.  выявлены нарушения законодательства при оплате выполненных работ в рамках государственных контрактов, в т.ч. в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства.

         В соответствии со ст.309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательств и одностороннее изменение его условий не допускается.

         Федеральным законом от 05.04.2015    № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) предусмотрено, что в случае просрочки исполнения заказчиком обязательства по оплате, предусмотренного государственным и муниципальным контрактом, поставщик (исполнитель, подрядчик) вправе потребовать уплату неустойки (штрафа, пеней). Неустойка (штраф, пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного государственным или муниципальным контрактом срока исполнения обязательства.

         Несмотря на данные требования, ввиду ненадлежащего исполнения обязательств по государственным и муниципальным контрактам, у ООО  «ЦНПО «Каскад»,    ГБУ «Жилищник Таганского района» имелась значительная кредиторская задолженность перед контрагентами, в том числе в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства.

         Проверкой, проведенной в отношении ООО «Черная скала» выявлены факты нарушения законодательства, выразившиеся в использовании на торговой точке товарного знака  «Кофе Лайк».

         Установлено, что используемый ООО «Черная скала» товарный знак зарегистрирован в Государственном реестре товарных знаков  и знаков обслуживания РФ 16.12.2016 за № 599050, правообладателем которого является ООО «Кофе Лайк».

         По фактам выявленных нарушений  межрайонной прокуратурой внесены представления, по результатам рассмотрения которых виновные лица привлечены к дисциплинарной ответственности.